В социальных сетях все больше появляется жалоб казахстанцев на звонки от «сотрудников банков», которые сообщают о попытках украсть деньги с карты, а в итоге просят секретный CVV-код. В МВД предупреждают о том, что это мошенники. Но многих волнует вопрос: как к ним могли попасть персональные данные людей. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с экспертом по информационным технологиям. Пути утечки данных оказались очень банальными, передает karasayinfo.kz.
Алматинка Диля поделилась своим разговором с мошенником в Instagram. Девушка рассказала, что ей позвонили неизвестные и заявили о «подозрительной активности», стали расспрашивать о суммах, которые на данный момент есть на личном счету и на депозите в банке. Затем ей предложили «застраховать деньги».
«Сначала мне звонила девушка, представилась Наилей. Затем меня переключили к другому «менеджеру». Они так хорошо имитируют звуки офиса, как будто там кол-центр работает: люди, звуки принтера…» — рассказала она.
ВкТакже она рассказала, какие моменты выдали мошенников.
«Во-первых, «менеджер» говорит не «тенге», а «тэнге». На это внимание обращайте. Затрудняются с ответами на элементарные вопросы! Сначала мы начинаем переживать за свои деньги, что они не в сохранности, и в этом момент начинается психологическая атака», — отметила девушка.
Виноваты соцсети
Это не первая публикация о мошенниках в социальных сетях. Больше всего пользователей волнует вопрос, откуда неизвестные знают номера телефонов, имена и порой другие личные данные людей. Эксперт по информационной безопасности Иван Филько ответил на этот вопрос корреспонденту Tengrinews.kz. По его мнению, утечка данных в основном идет из социальных сетей.
«Чаще всего это неосторожность самих граждан. Они публикуют в соцсетях, куда летают, делятся успехами, показывают свое жилье и так далее. По страницам в интернете можно легко узнать, где человек учился, работает, его семейный статус, и найти номер телефона», — рассказал Иван Филько.
Также эксперт советует обратить внимание на то, где казахстанцы делают копии документов.
«Часто люди делают копии документов в непроверенных местах. В копировальных центрах остаются их данные. Также бывает, что в отделе кадров ненадежно следят за документами. Это вина не банков, это доверчивость граждан», — считает он.
Кроме того, Иван Филько рассказал, что очень часто пользователи интернета сами вводят свои данные на фишинговые сайты, которые имитируют социальные сети, банки, госорганы или обещают крупные выигрыши за информацию о себе.
«Поэтому казахстанцам нужно быть очень внимательными при работе в Сети. Советую не публиковать свои документы нигде. А если вам все-таки звонят мошенники, то помнить, что нельзя давать никаких данных по телефону», — заключил эксперт.
Ранее в мессенджере WhatsАpp казахстанцы пересылали запись разговора, на которой человек, представляясь сотрудником банка, запутался в названиях столицы Казахстана.