Вот уже много лет наш Карасайский район занимает лидирующие позиции в области и является донором. Сложным для него периодом было то время, когда в связи с присоединением к городу Алматы отошли сразу пять сельских округов. Вместе с тем значительно уменьшилась налоговая база. Что удалось предпринять, чтобы выйти из этого положения? Об этом наше интервью с руководителем управления государственных доходов по Карасайскому району Р. М. Дильдаевым.
– Рахымжан Мырзаханович! Не могли бы Вы пояснить ситуацию, с которой пришлось столкнуться еще в 2014 году?
– Дело в том, что в апреле 2014 года, согласно Указу Президента страны Нурсултана Назарбаева, пять крупных сельских округов нашего района – Больше-Алматинский, Карагайлинский, Таусамалинский, Аксайский и частично Ельтайский были присоединены к городу Алматы. В связи с этим началась реструктуризация налогоплательщиков, зарегистрированных на территории данных сельских округов. В общей сложности их 3439, в том числе 587 юридических лиц и 2852 индивидуальных предпринимателей. Что же касается перешедших физических лиц, то это 14256 домов. Многие из них имели крупное дорогостоящее жилье, дорогой автотранспорт. К крупным же налогоплательщикам можно отнести такие, как ТОО «Тенгизтрансгаз», АО «Санаторий Алатау», АО «Санаторий Алматы», АО «ТЭЦ», ТОО «ДРСУ-8», а также индивидуальные предприниматели, чьи объекты – рестораны, развлекательные заведения расположены в городе Алматы, по улице Навои. С сентября 2014 года налоги в бюджет района от них не поступали.
– Что можно сказать о понесенных в результате этого потерях?
– Потери были просто неизбежны, но мы всячески старались предотвратить их. Могу отметить, что если прогноз на 2014 год составлял 25371,0 млн. тенге, то фактически в бюджет поступило 27283,0 млн. тенге. Это с учетом того, что реструктуризированные в г. Алматы налогоплательщики еще в течение девяти месяцев 2014 года продолжали уплачивать налоги в районный бюджет. На начало 2015 года потери в связи с передачей сельских округов составили около 8000,0 млн. тенге, в том числе невосполнимые – в сумме 3 929,6 млн. тенге. Причем, 351 144,8 тыс. тенге – это потери налогов от физических лиц, в том числе налог на имущество – 113514 тыс. тенге, на землю – 12471,9 тыс. тенге, на транспорт – 225158,9 тыс. тенге.
– На дворе 2017 год. Район по-прежнему занимает лидирующие позиции в области. Так как все же удалось выйти из создавшегося положения?
– В тот непростой для нас период, осознавая огромную ответственность, для восполнения потерь бюджета мы приняли меры по изысканию дополнительных резервов. Провели работу с налогоплательщиками, которые имели объекты налогообложения на территории Карасайского района, но по месту основной регистрации были зарегистрированы в других регионах, а также с теми, кто участвовали в госзакупе на территории района, но были зарегистрированы в других регионах. Вместе с тем ряд отделов был усилен квалифицированными работниками. Все это дало положительный результат: при прогнозе на 2015 год 20266,0 млн. тенге фактически поступило 21675,0 млн. тенге. Перевыполнение составило 107 %, а в бюджет сверх плана поступил 1410,0 млн. тенге.
– Что можно сказать о работе, проведенной уже в 2016 году?
– Согласно плану, в 2016 году нужно было собрать 24522,0 млн. тенге. Фактически же поступило 25411,0 млн. тенге. И это, несмотря на то, что именно в тот период возникли непредвиденные потери по местному бюджету, поскольку в январе 2016 года три завода-производителя алкогольной продукции полностью остановились. Это ТОО «БН-А», ТОО «Винзавод БН» и ТОО «Фуддистрибьюшн компани». Только по этим трем субъектам потери составили 1800,0 млн. тенге.
– Какие можно подвести итоги по работе, проведенной в 2015 и в 2016 годах?
– В 2015-2016 годах на территорию Карасайского района были переведены 15 крупных налогоплательщиков, по которым в итоге в бюджет поступило 3500,0 млн. тенге. Продолжая же работу по увеличению налогооблагаемой базы путем администрирования, камерального контроля и контрольно-экономической деятельности, удалось обеспечить дополнительные резервы и приток живых денег. В 2015 году это 500,0 млн. тенге, а в 2016 – 300,0 млн. тенге. По отработке имущественного дохода в период с 2015 по 2016 годы живыми деньгами поступило 200,0 млн. тенге, ежегодно же в среднем – по 100,0 млн. тенге. Таким образом, в результате работы, проведенной после реструктуризации, план 2015 года в сумме 20266,0 тыс. тенге на первое января 2017 года был исполнен на сумму 25411,0 тыс. тенге, а потери восполнены на сумму 5150,0 млн. тенге. В итоге уже по результатам первого квартала 2017 года темп роста по государственному бюджету составил 127 %, или на 1500,0 млн. тенге больше уровня первого квартала 2016 года. Следовательно, с поставленными задачами коллектив успешно справился. Пользуясь случаем, также хочу сказать, что мы всецело поддерживаем Послание Президента народу Казахстана и проводимую в стране третью модернизацию, а также все вместе боремся с таким социальным злом, как коррупция, которая наносит большой вред казне государства и всему нашему обществу.