Почему такой, казалось бы, простой язык, как английский, трудно учить? Со слов учителя английского языка СШ Кайнар Куралай Кайназаровой, прежде всего, важно знать, что он строг и упорядочен. Поэтому при интенсивных занятиях выучить его нормы вглубь можно уже за год. Трудности возникают при изучении вширь – сотен английских диалектов, акцентов и терминологий. Хотя ими и занимаются спецкурсы, все же без изучения стилистики, особенно делового и просторечного английского, нам не обойтись. И тут важен один маленький секрет: неспособность к разговорному английскому уравновешивается усидчивостью к письменному.
Если говорить о языковом барьере, то чем раньше начать изучение английского языка, тем лучше, поскольку в таком случае он усваивается естественно, наравне с родным языком. Как правило, языковой барьер возникает у учеников без языковых способностей и, особенно, с возрастом. У многих казахстанских школьников часто развивается боязнь речи, поскольку отечественная фундаментальная школа традиционно нацелена на наказание ошибок, а не на поощрение активных навыков. Этот принцип хорошо работает при чтении, переводе и пересказе, но не годится для общения. В итоге при знакомстве с англоговорящими людьми наши учащиеся впадают в ступор. Выход видится в просмотре видеоуроков и кино с переводом, в Skype-общении, а также в том, чтобы пойти учиться в языковую школу.
Что касается транслита, то сложнее, чем говорить, бывает только писать по-английски. Почти все ошибаются в написании английской лексики, особенно во время диктанта. В этом случае многие полагаются на звучание слов. Поэтому дам один совет: если не можете запомнить правописание, то заучите его транслитом – в переложении на кириллицу. Например, daughter можно запомнить побуквенно как даугхтер. Транслит здорово помогает на письме, но только не вздумайте говорить на нем.
Одна из самых запутанных тем английского языка с его правилами, исключениями, подисключениями, противоисключениями и спецслучаями – это артикли. В общем случае неопределённый артикль «a» (n) грамматически употребляется перед незнакомыми исчисляемыми существительными в единственном числе, а определённый артикль «the» – контекстно, перед знакомыми существительными. Проше говоря, если на место предполагаемого артикля подходит «a» или «some», то это «a» (n), а если указательное местоимение, то «the». Раздумывание над артиклем в речи недопустимо. Поэтому лучше ошибиться, чем тянуть паузу, тем более что артикли и так изобилуют спорными случаями.
Сложные времена в английском языке, в частности, совершённые и совершённо-длительные, особенно в пассиве, часто даются лишь после зубрёжки. Здесь помогает инфографика – чертежи со стрелками и точками для обозначения взаимосвязи времён. В этом случае для визуалов, то есть для учащихся с графическим познанием и фотопаматью, картинки просто незаменимы. И, наконец, одна из сложнейших тем английского языка – это сослагательность. Стоит сказать, что условность и модальность изобилуют правилами и образцами, а зубрёжку облегчают схемы и таблицы.